МОУ ООШ с.Невежкино Белинского района Пензенской области

адрес442277, Пензенская область, Белинский район, с. Невежкино, ул. Пионерская, д.25
телефон, факс (841-53) 3-71-33
Здравствуйте, гость!      Войти  | Зарегистрироваться

Урок литературного чтения (обучение грамоте школа России) Тема: «Буквы Ж,ж» обозначающие согласный звук [ ж ]. Чтение слов,предложений и текстов с буквой Ж,ж» Подготовила: Горшкова Татьяна Михайловна учитель начальных классов МОУ СОШ с. Невежкино.

Урок литературного чтения (обучение грамоте школа России) Тема: «Буквы Ж,ж» обозначающие согласный звук [ ж ]. Чтение слов,предложений и текстов с буквой Ж,ж» Подготовила: Горшкова Татьяна Михайловна учитель начальных классов МОУ СОШ с. Невежкино. 28 Ноября 2014
Урок литературного чтения (обучение грамоте школа России)
Тема: «Буквы Ж,ж» обозначающие согласный звук [ ж ].
Чтение слов,предложений и текстов с буквой Ж,ж»
Подготовила: Горшкова Татьяна Михайловна
учитель начальных классов МОУ СОШ с. Невежкино.

Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению со звуком [ж], буквами  Ж, ж и формированию умения читать.
Задачи:
Предметные:
- организовать работу учащихся над выделением нового звука, составлением его фонетической характеристики;
- обеспечить формирование умения обозначать новый звук печатной буквой, читать слова и предложения;
- обеспечить закрепление приема воспроизведения слова вслух на основе его звукобуквенной модели;
- способствовать обогащению лексического словаря учащихся на уроке; развитию фонематического слуха и культуры звукопроизношения
Личностные УУД: способствовать формированию положительной мотивации к учебной деятельности.
Метапредметные задачи:  содействовать формированию УУД:
  регулятивных: умения ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем, планировать решение поставленной учебной задачи, выстраивать последовательность необходимых действий; удерживать цель деятельности до получения ее результата;    
познавательных: умения проводить звуковой анализ слов, характеризовать и сравнивать звуки; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
коммуникативных: принимать участие в работе парами и группами, допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать этику общения на уроке.
Тип урока. Урок изучения нового материала.

Оборудование: Азбука: Учебник по обучению грамоте для 1 класса,  карточки для работы в группах; схемы,компьютер ,мультимедийный пректор,словарики,
приложение «Сказка про Ж и Ш»
Ход урока.
I. Организационный момент.
Улыбнусь я себе.
          Улыбнусь я тебе.
          Улыбаться мне не лень.
          Пусть хорошим будет день.
- Улыбка дарит хорошее настроение всем.
- Какими вы постараетесь быть на уроке? (Я буду внимателен. Я всё запомню. Я возьму с собой хорошее настроение. Я помогу своему товарищу).
2. Мотивация учебной деятельности.
.1. Артикуляционная разминка:
–    упражнения «Часики», «Футбол», «Улыбочка-трубочка»
  Упражнение для дикции.
–    
3. Актуализация опорных знаний.
Начнем с игры, но правила вы придумаете сами. Предложите задания к этому буквенному ряду.
А  С  Н  И  К
Д. Можно разбить на группы.
У. Выполняйте.
Д.     С, Н, К – буквы согласных звуков,   А,  И  - буквы гласных.
Д. Еще  можно составить слово. Это слово САНКИ.(слайд 2) Разделим на слоги, поставим ударение .(слайд 3)
У. Буквы составили слово.  Назовите гласные и согласные звуки. Какой звук теперь обозначает буква К? Почему?
Д. Звук [к] стал мягким, и обозначает мягкость предшествующего согласного.
-Всегда ли и обозначает мягкость предшествующего согласного?
На какие две группы делятся все звуки?(гласные и согласные)
Какими бывают гласные ?(ударные и безударные)
Какими бывают согласными звуки?(твёрдыми,мягкими звонкими и глухими)
С какой мы буквой подружились на том уроке?
Что вы о ней знаете?
  
Учитель произносит скороговорку: Не живут ужи, где живут ежи.
Дети произносят скороговорку размеренно хором.
- Назовите звук, который часто повторяется в этой скороговорке. (ж)
4 .Постановка цели и задач урока.
                                                                      
- Сформулируйте тему урока.
- Какие цели и задачи мы поставим перед собой на уроке?

     (На доске запись)Познакомиться со звуком … и буквой ….
                       Учиться отличать …
                       Учиться читать….
    1. Познакомиться со звуком [ж] и буквой, которая его обозначает.
    2. Учиться отличать звук [ж] и букву, которая его обозначает от других звуков и букв.
    3. Учиться читать слоги, слова с новой буквой.
- Это и будет планом нашего урока.
Для чего нам пригодятся полученные знания и умения?
     (Для того, чтобы правильно и красиво разговаривать, чтобы уметь читать слова с новой буквой ,тексты)

5. Первичное усвоение новых знаний.
    1.Посмотрите на экран(слайд 4)
    
    - Исключите одну из данных картинок по самостоятельно найденному признаку. (Все птицы , а жук насекомое.Назовите отличительные признаки насекомых )).
- Произнесите медленно слово «жук». Сколько звуков слышите? Каждый составит схему. Сравнение схем.(слайд 5) Глядя друг на друга .произнесите этот звук?
Дайте характеристику новому звуку [ж]. Давай те его оденем.
Дети: Звук [ж] - согласный, т.к. воздух встречает препятствия при его произнесении.
-  Звук [ж] – звонкий, т.к. он произносится с голосом.
- Звук [ж] – твердый, т.к. при произнесении язык не прижимается к нёбу.
2. Постановка проблемы. Открытие новых знаний.
    - Звук [ж] – не простой, а с секретом. Какой секрет у звука [ж]?

3. Исследование звука [ж].
Раскрыть секрет нам поможет игра «Слоговой футбол».
На доске крупно написаны гласные буквы А, Ы, У, И. У учителя в руках мяч, на котором написана буква Ж. Учитель бросает мяч в каждую гласную букву, а ученики называют получившийся слог.
Учитель: Дети, когда вы произносили слоги, не заметили ли вы совпадений?
Дети: Да, мы произносили слог [жы], когда мяч попадал в букву Ы и в букву И.
Учитель: А зачем нужны две разные буквы для обозначения одного и того же слога?
Дети: Наверное, не нужны.
Учитель: Давайте выберем один из них. Произнесите еще раз [ж] с гласными И, Ы и сделайте выбор.
Дети: Буква И после согласного указывает на его мягкость, но в слоге жи
этого не происходит, звук [ж] все равно твердый. Значит, буква ы не нужна букве Ж. Звук [ж] – всегда твердый. Посмотрите на «ленту букв» в каком домике живёт звук (Ж)
Учитель:Давайте послушаем сказку (слайд 6)
Учитель: Секрет раскрыт.
Встречались нам уже такие звуки?
Дети: Да.Звук(Ш)
- Значит, мы сделали открытие.. Повторите его.
Вывод. Звук [ж] всегда твердый.    
6. Знакомство с новой буквой.
- Мы дали полную характеристику новому звуку [ж].
Как обозначим его на письме?
- Буквой ж.
Найдите в алфавите букву Ж. Назовите ее соседей.
- На что, на кого похожа буква Ж?
Дети: На снежинку. На жука.
Учитель:  Вы правильно подметили:
-Посмотри-ка: буква Ж
На жука похожа,
Потому что у неё
Шесть жучиных ножек.
-А ещё не знаете на что?
-А сейчас фокус?(Закройте глаза,вытяните ладони,открывайте глаза, отгадайте фокус.) Пол-ка превращается в Ж.
- Напечатайте букву Ж.
VI.    Первичная проверка понимания
Вернемся к плану нашего урока: следующий этап – учимся отличать новый звук и новую букву от ранее изученных.


Учитель читает детям стихотворение.
(Слышим новый звук в слове – (хлопаем в ладоши)

Кошка, ножницы, цапля, .лыжи,мыши,  жук,волк, Жанна, ужи, ёжик,лиса.    

2. Графический анализ букв.
- Сравните  буквы в полоске на с. 29 в «Азбуке». С какой буквой имеет сходство буква Ж? В чем сходство?
-Продолжите ряд печатных букв,  соблюдая закономерность.(Написано в словарике)
ФИЗМИНУТКА: Весёлая зарядка.

Вы,наверное ,устали?
Ну,тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились,повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем,поморгаем
И работать продолжаем.
8. Первичное закрепление знаний.
- Вернемся к поставленной вами цели урока. Что мы уже сделали, а что сейчас предстоит сделать?
  (Учиться читать слоги и слова с новой буквой)
1. Чтение слогов с буквой Ж.
На наборном полотне карточки.
  Жа    жи   иж   ажа   ож  ижи   уж      жу                      
- В каком слоге спрятался «секрет»?
- Прочитайте еще раз 2-ой слог.
- Раскройте «секрет».
Дети: Звук [ж] всегда твердый, слог жи читаем [жы].
- Прочитайте слоги в соответствии с расположением схем.
                           ГС       СГ         ГСГ
2. Чтение слов с новой буквой. Лексическая работа.
А). Работа в парах по карточкам.
(Слова в карточках одинаковые, различаются задания).
Стрижи             жираф             коржи              лыжи
жирный             журавли          лужи                  мыши
кружева           баклажан        жаворонок             снежинки
абажур              животные       ножницы          ежи
1 пара
Найдите и прочитайте слова с сочетанием букв ЖИ.
2 пара
Выберите слова, в которых все буквы согласных твердые.
3 пара
Найдите и прочитайте слова, которые обозначают одушевленные предметы.
4 пара
Прочитайте и подчеркните слова с незнакомым значением. Попробуйте определить его.
Б) Проверка самостоятельной работы в парах.
Ученики каждой пары по очереди читают слова, остальные проверяют правильность выбора и чтения слов. Коллективно определяется лексическое значение непонятных слов.
Значение слова абажур (слайд)


Г) Работа по учебнику. «Азбука» стр 25. Чтение рассказа

Физкультминутка.
3. Работа с текстом.
А) Чтение текста на с.25. «Азбуки»  хорошо читающим ребенком.
Б) Беседа о прочитанном:
    
-В какую игру играли дети?
-Кому завязали глаза?
-Куда разбежались дети и почему?
-Как вы думаете,почему Женя не может догнать детей?
-О чём его предупредили друзья?
-Можно ли сказать,что они поступили благородно?

Учитель:Выполняем задания к тексту:

–    Какое название дадим этому тексту?
А кто из вас делал хорошие поступки.Расскажите.

-Учитель:Посмотрите на экран и прочитайте слова.
-В какую тему мы можем их объединить?
-Давайте составим рассказ на эту тему:
Наступила зима.
С неба падают пушистые снежинки.
Они засыпали сосны,ели и дорожки.
Лыжники катаются с горы.


6.Работа со схемой: Найдите предложение ,которое соответствует  данной схеме.
9. Итог урока.
    - Посмотрите на наш план урока и подведите итог нашей работы.
          - Какое открытие сделали на уроке?
- Как справились мы со своими задачами?
10. Рефлексия.
–    Вы очень хорошо работали на уроке. И сейчас вас ждёт сюрприз.
БУКВА Ж В ВАШУ ЧЕСТЬ, В ЧЕСТЬ СВОЕГО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И С ВАШЕЙ -
ПОМОЩЬЮ УСТРАИВАЕТ ПРАЗДНИЧНЫЙ САЛЮТ. В ЭТОЙ КОРОБКЕ ЛЕЖАТ
ЗАЛПЫ НАШЕГО САЛЮТА(ЗВЁЗДОЧКИ). ОНИ ИМЕЮТ РАЗНЫЕ ЦВЕТА.КАЖДЫЙ
ИЗ ВАС МОЖЕТ ВЗЯТЬ ТОЛЬКО ОДИН ЗАЛП. ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ
ЕСЛИ ВАМ ЛЕГКО БЫЛО ВЫПОЛНЯТЬ ВСЕ ЗАДАНИЯ, ВЫБЕРИТЕ КРАСНУЮ
ЗВЁЗДОЧКУ. ЕСЛИ БЫЛО ТРУДНО-СИНЮЮ. ДАВАЙТЕ ВСТАНЕМ В КРУГ,
ВОЗЬМЁМСЯ ЗА РУКИ И ПОКАЖЕМ ЗВЁЗДОЧКИ. КАК МНОГО ДЕТЕЙ, КОТОРЫМ
ЛЕГКО БЫЛО ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЯ УРОКА.


Возврат к списку

Яндекс.Метрика